Строительный рынок традиционно характеризуется высоким количеством хозяйствующих субъектов, что обеспечивает свободную конкуренцию. Отраслевой сегмент обладает определенными параметрами финансовой устойчивости, а конъюнктура рынка демонстрирует постоянную динамику. Согласно официальной статистике, наибольшая доля от всего объема отечественных новостроек, как жилых, так и коммерческого назначения, приходится на относительно небольшую часть строительных компаний, занимающих лидирующие позиции.
Таким образом, первичный рынок формируют крупнейшие представители отрасли, а конкурентоспособность подавляющего большинства участников оставляет желать лучшего. При глубоком исследовании проблем, с которыми они сталкиваются, на первый план выходит ключевая задача – преодоление барьера высокой стоимости внешнего проектного финансирования. Бизнес-структура строительной отрасли формируется, благодаря именно этому фактору. Банки, специализирующиеся на строительных инвестициях, обычно ожидают участия застройщиков в со-финансировании проектов, и чаще всего это объекты кредитования с высокой капиталоемкостью.
Оглавление
Конъюнктура строительной отрасли: финансовая сторона
Малым и средним строительным фирмам недоступны возможности крупного стороннего финансирования своих заказов, и они работают в среднем диапазоне объемов строительства. При этом остается выбор иных вариантов финансирования:
- заимствования на рынках капитала;
- дополнительный (или первичный) выпуск акций своих компаний;
- эмиссия корпоративных облигаций;
- другие банковские кредиты;
- частное инвестирование.
Два последних – наиболее распространенные способы привлечения средств под строительство. Кредитование требует особенно продуманного подхода, поскольку, ввиду постоянного груза платежей кредитной организации, сопряжено с ликвидностью строительной компании. И без того высокие риски неплатежеспособности возрастают из-за отсутствия входящих денежных потоков. Последние активизируются лишь после сдачи готового объекта. В подобных условиях фирмы нередко прибегают к дополнительным заимствованиям. Все это объясняет нестабильность конъюнктуры в строительной сфере и напрямую влияет на стоимость квадратного метра.
Исследования строительной отрасли: необходимость и обоснование
Тактика построения бизнес-процессов строительных организаций основана на предварительном исследовании рынка на предмет процедур закупки. Изучение конъюнктуры рынка позволяет сформировать альтернативные подходы к определению ориентировочной стоимости закупки, условия поставок, форматы оплаты.
Подобные исследования также необходимы для принятия решения о проведении торгов, т. к. являются источником информации о действующих ценах, наличии товаров требуемых характеристик, а также присутствия конкурирующих организаций, что важно для обоснования средней цены, установившейся на рынке. Результаты исследований конъюнктуры рынка обычно подтверждаются документами в виде:
- ответов поставщиков на запросы информативного характера (о ценах, ассортименте и проч.);
- официальные прайс-листы;
- данные корпоративных интернет-сайтов;
- сведения, предоставленные специализирующимися на сборе информации организациями по запросу;
- материалы государственных статистических и иных органов.
Для проведения исследований конъюнктуры рынка также привлекаются специализированные исследовательские организации в рамках аутсорсинга.
Особенности сегментации рынка в строительной сфере
Строительный рынок подвержен сегментированию с силу неоднородности конъюнктуры, разнонаправленности действующих организаций и предъявляемого спроса со стороны потребителей. В качестве критериев (подходов) сегментации выделяют:
- географические;
- демографические;
- поведенческие;
- связанные с покупательской способностью потребителей.
Строительные компании обычно выбирают несколько сегментов, хотя могут концентрировать свою деятельность на одном, таким образом определяя для себя нишу. Для целевой аудитории разрабатываются конкретные предложения – жилые или торговые объекты, ориентированные на определенный уровень дохода заказчиков и т. п.
Сегментация в строительной сфере имеет свои особенности, определяемые спецификой отрасли, как то: привязка к земле, длительные сроки возведения объекта, крупные финансовые вложения. Имеет значение зональность, например, более крупные строительные компании, работающие в связке с производственными отраслями, распространяют свою деятельность в гораздо больших масштабах, чем средние и малые фирмы, занимающиеся возведением жилья или мелких объектов на региональном и местном уровнях.
Анализ конъюнктуры строительного рынка: проблемы и решения
Рыночные возможности строительной отрасли тесно сопряжены с изучением требований, возможностей и представлений о конечном продукте, как потребителей, так и его производителей – строительных компаний. Качество строительной продукции зависит от профессионализма последних. В современных реалиях рынка для строительного производства важно обладать высокой степенью адаптивности, которая обеспечивает реальную рыночную ориентацию компании. Это возможно, благодаря задействованию определенного инструментария, как то:
- активное воздействие на платежеспособность потребителей;
- стимулирование прогрессивного спроса;
- вовлечение сотрудников компании в процессы формирования и совершенствования конечного строительного продукта;
- постоянная заинтересованность в новых проблемах потребителей, участие в их решении;
- пополнение ассортимента продуктов и услуг современными полезными опциями, инженерными решениями.
Особенно ценится заказчиками комплексное обслуживание, а именно, сдача объектов «под ключ», а также постпродакшн – сервис, сопутствующий реализации конечного строительного продукта.
Но первостепенным все же является анализ конъюнктуры строительного рынка как база для определения стратегии фирмы. Поскольку строительный рынок относится к рынкам товаров производственного назначения, продажи введутся в крупных масштабах единовременно с предварительным отвлечением ресурсов на длительный срок, важно правильно определить рыночные возможности и конкурентные преимущества строительной организации.
Благодаря качественному исследованию конъюнктуры в строительной сфере, компания получает новую возможность – определить направление более глубокого внедрения на рынок, например, путем:
- наращивания продаж конкретного продукта;
- сужения целевой аудитории с целью наиболее точной ориентации товара;
- оптимизации издержек, что позволит, наоборот, расшить занимаемый сегмент, каналы сбыта и дифференцировать предложения;
- модернизации, усовершенствования продукта (путем использования новейших технологий и материалов, пакетные услуги).
Таким образом, исследование конъюнктуры рынка в строительной отрасли является для компаний необходимым этапом на пути позиционирования своей фирмы, продукта и служит укреплению в занятой нише.