Крупные корпоративные объединения, такие как финансово-промышленные группы и холдинги, представляют собой сложно структурированные системы на основе формирования связей между промышленными, акционерными, кредитно-финансовыми компаниями. Подобные структуры образуются в торговой, строительной, других отраслях народного хозяйства. Иерархические и внутриуровневые взаимодействия подобного масштаба имеют свою специфику законодательного урегулирования и корпоративной организации.
Оглавление
Финансово-промышленные группы и особенности управления ими
Современные финансово-промышленные группы исторически возникли из первых послевоенных объединений производств, бизнеса и сферы финансов, которые со временем становились мощными игроками на государственном, а затем на мировом рынке. Модернизация подходов к хозяйствованию привела к универсализации финансово-промышленных групп и усилению их роли. Все многообразие подобных крупных организационных структур можно разделить на несколько групп:
- концерны традиционного типа, возглавляемые ведущей в отрасли компанией (например, большинство автомобильных концернов с мировым именем);
- группы, ядром которых становятся кредитно-финансовые корпорации, обычно крупные и стабильные на мировой арене банки (например, в ФРГ);
- холдинговые компании семейного типа или объединяющие дочерние и управляемые фирмы и компании (южнокорейские);
- отдельный вид – мультиотраслевые финансово-промышленные группы универсального типа (японские).
Главные признаки присутствия крупных объединений в экономике – это сосредоточение валового национального продукта в подконтрольных сферах, расширение сфер влияния на уровень государственной экономики, фактический переход власти в ее экономическом диапазоне. Мировое хозяйство в последние десятилетия тяготеет к укрупнению промышленных и финансовых объединений, что связано с общемировой тенденцией к разделению сфер влияния и укреплению своих позиций основными сформировавшимися мощными экономическими центрами.
Особенности управления финансово-промышленными группами связаны с общей ориентацией экономики, в которой они функционируют, а именно, развитием капитала, доступностью финансового инструментария, возможностями привлечения инвестиций, надежностью эмитентов ценных бумаг. Финансовая часть корпораций, представляемая устойчивыми банками, занимается расчетными обслуживанием производств, их кредитованием, управлением вложениями, в том числе, на внешних рынках, а также служат дополнительным источником ресурсов. Управление всей финансово-промышленной группой банковским организациям недоступно, в силу разрозненности акционерного капитала. Хотя часть крупных объединений отличаются явным преобладанием банков.
Управление холдингами: особенности деятельности и государственное регулирование
Холдинги – объединения юрлиц, одно из них выступает управляющей компанией, в ведении которой находятся подконтрольные ей другие участники группы. Дословно «холдинг» означает «владение», и современные холдинги обладают возможностью оказывать влияние на решения компаний, благодаря акционерному участию в их капитале. Своим возникновением такой тип организации обязан укрупнению и модернизации предыдущих форм взаимодействия компаний, после их объединения и реструктурирования. В результате холдинг представляет собой некую комплексную общность разнонаправленного бизнеса, нередко с государственным участием. Государство прибегает к созданию холдингов при необходимости реорганизации управления влиятельными промышленными и финансовыми объединениями.
Отличительные особенности холдингов:
- обеспечивают синергетический эффект от объединения отдельных компаний, преследующих собственные цели и разрабатывающих свои стратегии позиционирования на рынке, однако способных суммарно обеспечивать высокую результативность деятельности;
- при горизонтальном типе интеграции (материнская компания + несколько дочерних) способны к широкому территориальному охвату и, как следствие, усилению своего влияния;
- при вертикальной интеграции в пределах одной отрасли холдинг проявляет высокую живучесть в условиях неопределенности и экономических потрясений;
- при конгломератной диверсификации (когда компании из различных сфер) объединения нивелируют общие и частные риски, что повышает их финансовую устойчивость.
Управление холдингом
Управление холдингами – сложный процесс, связанный с решением определенных проблем, свойственных данному типу объединений. Например, устойчивая зависимость управления «дочками» от централизованной организации регулирования. Управленческие решения, принимаемые материнской организацией, нередко в процессе информационной передачи по вертикали теряют свою эффективность. В том числе, из-за излишне потраченного времени в пути, потери информации, погрешностей, упрощений или наоборот – излишнего усложнения.
Обратный эффект дает отсутствие централизованно организованного канала управления, когда подконтрольные фирмы приобретают самостоятельность в принимаемых решениях, в результате возникает рассогласование в общности действий, трудно преодолимые противоречия, а суммарная результативность их деятельности оказывается безвозвратно потерянной. Следствием подобной разрозненности становится переориентация центра холдинга с функций наращивания капитала и развития объединения в сторону удержания контроля.
Это в свою очередь:
- ослабляет конкурентоспособность холдинга, что сказывается на финансовых результатах отрасли или нескольких сфер народного хозяйства, в зависимости от типологии финансово-промышленной группы;
- ставит вопрос о необходимости материнской компании как контролирующего центра, поскольку основной собственник может осуществлять те же функции без юридического формирования управляющего центра.
Однако в пользу функционирования управляющей компании следует назвать ее возможности, такие как: централизованное взаимодействие с госструктурами, регулирование финансов, разработка общей стратегической направленности развития и осуществление контроля на корпоративном уровне. Как показывает практика, управляющие компании обеспечивают тот самый синергетический эффект, который служит мощным стимулом основой развития крупных секторов экономики.
Отдельного внимания заслуживают методы управления холдингами. Это три «кита», на которых базируется остальной управленческий инструментарий:
- Финансовый контроль. Способствует диверсификации финансовых потоков, обеспечивает хеджирование рисков, рост доходов и управление ими.
- Стратегический контроль. Главная цель – скоординировать деятельность всех участников, устранить препятствия во взаимодействиях, снять противоречия и разнонаправленность деятельности.
- Стратегическое планирование. Служит реализации возможностей, предопределению и получению выгод от совместных действий.
Таким образом, финансово-промышленные группы и холдинги открывают для себя широкие возможности развития и получения прибыли в случае более гибких способов управления. Главная задача при выборе методов регулирования – это индивидуализация в зависимости от типологии объединения и целей, в соответствии с которыми оно создавалось.